На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дача

98 580 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нателла Кан
    Завершение эпопеи. В том же году я продала участок третьему лицу, поскольку на предложение купить участок соседи отве...Самовольный захва...
  • Наталья Бушуева
    Спасибо, очень доходчивоОбрезка груши осе...
  • Lehanaizhe
    Уважаемый редактор, может лучше про реактор?))) Страна у нас огромная, почвы разные, да и подпочвенные слои отличаютс...Копать или не коп...

ФАНТАЗИЙНАЯ ФОРМОВКА ДЕРЕВЬЕВ

 

Слово «топиар» у многих ассоциируется с какой-нибудь стриженой фигурой из самшита или другого кустарника, и обязательно в регулярном стиле. А вот о деревьях, в таких случаях, мало кто вспоминает.

Однако из них тоже получаются интересные фигуры. Для их создания применяют не только стрижку кроны, но и фантазийную формовку стволов и ветвей.

В Европе распространены стрижки крон в форме крыши и зонтиковидные формы. Стрижки в форме зонтика хорошо получаются из бересклета крылатого, клёна полевого, ирги канадской, карликовых форм сосны. 

Дерево-крыша. Для этого ствол до определённой высоты (2-2,5 м) очищают от ветвей. Затем под кроной устанавливают горизонтальный каркас, и благодаря ему все растущие в дальнейшем ветви принимают горизонтальное положение. 

Если посадить рядом несколько древесных исполинов, и потом сформировать из их крон крыши, то получится эффектный живой навес, где стволы будут столбами, а кроны – крышей навеса.

КУБ

Куб неспроста стоит на первом месте – с ним справится даже новичок в топиарном искусстве. 

Куб формируют из одного взрослого растения, либо квадратом высаживают 5 и более молодых саженцев, которые по мере роста и стрижки превращаются в цельный густой кубик.

ПИРАМИДА

Вторая по простоте фигура – пирамида. Потому как чёткие угловые формы легче сформировать, чем округлые. 

Основание пирамиды может быть треугольным, четырёхугольным или шестиугольным. Для идеальной плоскости граней следует отдавать предпочтение деревьям и кустарникам с мелкой густой листвой.

ШАР (СФЕРА)

Формы шара можно добиться двумя способами:

1. Сначала формируют куб, а затем сглаживают углы. 
2. По лекалу формируют цилиндр с куполом, а после, начиная с середины цилиндра вниз, округляют основание.

ПОЛУСФЕРА

Полусферу легче создать, чем шар, т.к. для неё используется готовое проволочное лекало в виде купола.

ЦИЛИНДР

Цилиндр создаётся с помощью окружности в основании. Вокруг деревца чертится круг, и по периметру устанавливаются параллельные друг другу направляющие. Для удобства направляющие вверху и внизу можно скрепить проволочным кругом.

КОНУС

Конус выстригается с помощью лекала пирамиды. Но в данном случае количество направляющих должно быть шесть и более. То есть, в основании вычерчивается шести- или восьмиугольная призма. А вообще, в случае с конусом, цилиндром и полусферой, чем больше направляющих, тем легче создать округлую поверхность.

СПИРАЛЬ И ШТОПОР

Для создания спирали или штопора деревце изначально должно иметь форму конуса. Если оно не соответствует этому требованию, то вначале из него выстригается конус, а затем формируется спираль. Направление витков намечается либо аэрозольной краской, либо яркой лентой, обвитой вокруг растения.

ЯРУСНЫЕ ФОРМЫ

Под ярусные формы подбираются растения с чётко выраженным основным стержнем. Для многоярусной фигуры очень трудно сделать лекало. Поэтому для упрощения задачи её визуально делят на простые геометрические элементы, которые формируют поочерёдно. Первым формируется нижний ярус, посредине которого оставляют несколько побегов для создания следующего яруса и т.д.


Топиарии — фигуры из взрослых растений делаются довольно быстро. А формирование из молодых саженцев растягивается порой на несколько лет.

Так что, если вы хотите как можно быстрее превратить свой сад, дачу, участок в музей топиарного искусства, приобретайте (если у вас свои не растут) 4-5-летние деревца с хорошо развитой корневой системой, и создавайте свой топиарный сад.

Слово «бонсай», скорее всего, знакомо всем. Это такое мини-дерево в горшке или на плоской, специально созданной для бонсая, поверхности. Бонсаи бывают разных форм: каскадными, наскальными, плакучими, наклонными и т.д.

Вот представьте себе такие же формы, но растущие не в горшках, а в саду в открытом грунте. В народе их называют «садовые бонсаи». Но этот термин не совсем верный.

Само слово «бонсай» означает растение на блюде (бон – растение, сай – блюдо). А деревья в садах, стволам и кронам которых придают различные формы, называют – ниваки (нива – сад, ки – дерево). Ниваки с бонсаи связывают только принципы придания форм растениям.

Ещё можно встретить такой термин, как «японское топиари», т.к. этот способ формирования зародился в Японии, так же как и бонсай. Хотя споры о том, где зародилось это искусство – в Китае или в Японии – не утихают до сих пор.

Формирование ниваки начинается практически с младенческого возраста растения. Пока ствол не одревеснел, пока он ещё зелёный, с ним можно проводить различные манипуляции, наклонять его в какую-то одну сторону. Ствол и ветви фиксируются в каком-то определённом направлении. Кроне с помощью стрижки также придают особую форму, характерную тому или иному стилю ниваки. Всего в искусстве ниваки выделяют 8 стилей.

Деревья на шпалерах

Этот способ формовки позаимствован из плодового садоводства. В России редко где встретишь подобные формы, а вот в ландшафтном дизайне Западной Европы они очень популярны. 

Техника следующая: ветви молодого дерева привязывают к деревянному или металлическому разветвлённому каркасу, и они растут в строго заданной плоскости. Побеги, которые не вписываются в плоскость, удаляют. Когда растение достигнет определённого возраста, его снимают с каркаса. И получаются деревья с абсолютно плоской кроной, толщиной в 15-20 см. 
Каркасы могут быть разных форм: веерные, горизонтальные, ячеистые и другие. Кроме того, подобные шпалерники можно вырастить как со штамбом (2-2,5 м), так и без штамба (когда ветви на стволе растут практически от земли).

Такие деревья чаще используют в качестве оригинальной зелёной изгороди. Они защищают от ветра, пыли, посторонних глаз, и к тому же не занимают много места, т.к. толщина кроны небольшая. 

Хотите иметь у себя на участке «живую» зелёную арку, галерею или беседку? Их не так уж и сложно соорудить, как может показаться на первый взгляд. 

Для формирования зелёной арки потребуется основа из обычной металлической арки. По бокам (у опор) арки высаживаются 2 дерева или высокорослых кустарника.

Их стволы привязывают натуральной верёвкой к металлическому основанию, а верхушки связывают друг с другом над аркой, либо сращивают прививкой.

Если вы поставите друг за дружкой несколько таких арок, то получится эффектная галерея.

Для беседки берут 6-8 металлических опор (можно взять трубы) и вкапывают их в землю по кругу, формируя основание. Сверху необходимо приварить невысокий (до 50 см) купол из концентрических кругов.

Далее возле каждой опоры высаживают по одному дереву. Их ветви распределяют по куполу, чтобы не было просветов, и привязывают веревками.

Верхушки крон, а также крупные скелетные ветви связывают или сращивают между собой. Лишние ветви и проснувшиеся почки ежегодно удаляют. С помощью обрезки и стрижки листвы формируют стены и крышу.

После того как зелёная беседка окрепнет, т.е. ветви одревеснеют, а прививки срастутся, металлическую основу можно будет убрать. 

Арборскульптура – это просто завораживающее зрелище. Когда вместо обычных стволов ты видишь перед собой хитросплетённые узоры, стволы, завязанные в узел или «корзину» из 5-6 деревьев, думаешь:

«Как они это сделали?». Пока не увидишь такие чудеса своими глазами, не поверишь, что такое возможно.


Арбоскульптура появилась не так давно – в начале XX века. Три человека (2 в Америке и 1 в Германии) независимо друг от друга стали экспериментировать с живыми деревьями, создавая из их стволов и ветвей различные узоры и фигуры. Для этого они использовали такие приёмы, как: растяжка, прививка и сращивание.

В Америке экспериментаторами были Аксель Эрландсон и Джон Крубзак. Знаменитое кресло из нескольких сросшихся стволов – это как раз шедевр Джона Крубзака. Оно находится в Эмбрасе, штат Висконсин. А некоторые скульптуры Акселя Эрландсона можно увидеть в парке Гилрой, штат Калифорния.

В Германии арбоскульптором был Артур Вихула. В 1926 г он даже издал книгу, в которой описал технику создания многоэтажных домов, мостов, башен и других архитектурных объектов из живых деревьев.

Возможно тогда же, в процессе написания книги, и был придуман термин «арбоскульптура» (на латыни «arbour» – дерево). 
Имеются ли последователи у авторов этой техники, неизвестно. Но направление очень интересное и оно могло бы занять достойное место в современном ландшафтном дизайне.

Картина дня

наверх